Вместо пакета – штрих-код на кожуре
На данный момент в 127 странах мира уже введены ограничения на реализацию одноразового пластика.
В странах Евросоюза принята директива, в соответствии с которой с 2021 года использование некоторых одноразовых предметов будет запрещено. В их числе пластиковая посуда, ватные палочки и палочки для воздушных шариков. Производство одноразовых контейнеров для пищевых продуктов и стаканчиков будет ограничено, а к 2030 году, согласно этой «пластиковой» стратегии, вся пластиковая упаковка на рынке Евросоюза должна подлежать переработке.
Во многих странах ищут способы снизить количество пластикового мусора. И речь идёт не только о запретах. Например, в одной крупной сети Финляндии стали использовать метод нанесения штрих-кода непосредственно на кожуру фруктов, а в некоторых магазинах Великобритании многоразовая сумка выполняет ещё и роль скидочной карты.
Бумажные пакеты – обязательно
В Беларуси отношение к пластику тоже меняется. В течение этого и следующего года планируется внедрить депозитную систему обращения тары, а с 1 января 2021 года в силу вступит запрет на использование и продажу некоторой одноразовой посуды в общепите.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли также подписало постановление, в котором в ассортиментный перечень товаров обязательных к продаже в магазинах, должны входить бумажные пакеты.
– Отечественные производители реагируют на те решения, которые мы принимаем, не очень оперативно, – отмечает начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Михаил Жигало. – Для торговых организаций наличие в ассортименте бумажных или многоразовых пакетов – стало обязательным, но фактически всё было завезено из-за рубежа, а нам хотелось бы, чтобы это производство было налажено внутри страны.
На данный момент одноразовые пластиковые пакеты и одноразовая пластиковая посуда – это те типы предметов, в отношении которых ограничения по реализации на законодательном уровне вводятся чаще всего. Наряду с законодательными мерами в ряде стран производится улучшение системы управления отходами, продвижение экодружественных альтернатив, повышение информированности, оказывается общественное давление в пользу минимизации пластиковых отходов, разрабатываются стратегии по добровольному снижению использования полимеров, которое поддерживается и государством, и частным бизнесом.
Директор Центра экологических решений Евгений Лобанов акцентирует внимание на проблеме одноразового пластика. Материал представляет особую опасность, потому как со временем пластик распадается на частицы и становится микропластиком. Из результатов недавнего исследования по попаданию микропластика в водоёмы Европейского союза стало известно, что около 80 тысяч тонн микропластика в год оказываются в воде.
– Одной из причин, почему мы наблюдаем такое большое количество пластика, стала замена традиционных видов упаковки на пластиковую, и зачастую эта упаковка многослойная, из-за чего её очень сложно переработать, – отмечает Евгений Лобанов.
Изменения в техрегламент
О том, что мешает снизить объём пластикового мусора в Беларуси, рассказала директор государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» Наталья Гринцевич.
– Основная мера, которая должна быть принята, – предотвращение, но в Беларуси предотвращения, по сути, нет, а мер принятых по минимизации полимерных отходов – недостаточно, – говорит она. – Положительная динамика по переработке присутствует, но не для всех отходов пластмасс имеются мощности по переработке. Одноразовая упаковка часто не перерабатывается или возникает сложность в её идентификации. У нас много избыточной упаковки, упаковки, которая превышает вес товара.
Специалисты «Оператора вторичных материальных ресурсов» предлагают включить в технический регламент «О безопасности упаковки» меры для исключения загрязнения окружающей среды и облегчения переработки. В соответствии с ними, упаковка обязательно должна иметь маркировку, а на биоразлагаемую упаковку должна наноситься дополнительная маркировка. Упаковка с маркировкой PET не должна содержать этикетки из поливинилхлорида. К выпуску в обращение не должны допускаться пакеты толщиной до 15 микромиллиметров и потребительская упаковка из вспененного полистирола. При производстве упаковки не должны использоваться оксобиоразлагаемые и оксоразлагаемые добавки.
За последние 45 лет объём твёрдых коммунальных отходов в Беларуси увеличился в четыре раза, и это напрямую связано с тем, что увеличилось количество пластиковой упаковки. По информации 2018 года, оценочный объём образования пластиковых отходов в Беларуси – 280 тысяч тонн в год, сбор полимерных отходов, которые отправились на переработку, от этого количества составляет 30 процентов.
Изобретаем биоупаковку
Отдельное внимание в попытке сократить количество отходов уделяется альтернативным видам упаковки. В Институте физико-органической химии Национальной академии наук Беларуси разработана технология биоразлагаемой упаковки на основе бумаги. Сейчас также рассматривается вариант производства биоразлагаемой упаковки из мелассы – побочного продукта производства сахара из сахарной свеклы и других культур. Правда, у этих идей есть и скептики. Например, специалистка программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Мария Сума акцентирует внимание на том, что утилизация биоразлагаемой упаковки не должна наносить вред окружающей среде, а разложение должно происходить в условиях компостирования, практика которого в нашей стране на государственном уровне пока ещё не осуществляется.
Заведующая отделением гигиены и питания Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ирина Далакишвили говорит и о том, что на данный момент отсутствует методика испытания биоразлагаемости, а изменения типа упаковки влечёт за собой изменения сроков годности, в результате чего предприятия могут понести значительные убытки. Тем не менее, у биоразлагаемой упаковки есть и преимущества: с учётом комплексного влияния на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла бумажные пакеты проигрывают биоразлагаемым пластиковым пакетам. Для производства пакетов из биополимеров используется на 50 процентов меньше полезных ископаемых.
Что можем делать мы?
Часто потребители, у которых есть желание использовать как можно меньше одноразового пластика, сталкиваются с отказом со стороны торговых сетей, магазинов розничной торговли на просьбу приобрести товар в свою тару. И это несмотря на то, что прямого запрета на использование чистой тары покупателя нет.
– Работники торговли, учреждений образования, работники сферы общественного питания должны быть уверены в той системе управления рисками, которая работает в организации. Эта система должна функционировать так, чтобы в любой момент можно было доказать, что продукция, которая была реализована, была качественной и все технологические этапы производства были соблюдены, – комментирует Ирина Далакишвили. – В этом случае не будет опасений относительно упаковки покупателей.
Часто непросто убедить людей отказаться от одноразовых стаканчиков, например, они закупаются в больших количествах в школах. В среднем в одной школе в течение учебного года используется около шести тысяч пластиковых стаканчиков. Чтобы школы имели возможность стать более экодружественными, работники комбинатов школьного питания должны прислушаться к некоторым рекомендациям, например, в буфете должны продаваться продукты в перерабатываемой упаковке или на развес.
Большое количество обращений родителей и представителей учебных заведений в Центр экологических решений стали толчком к появлению совместного проекта Центра экологических решений и гимназии №19 г Минска – «Школа без пластика», в рамках которого минимизируется использование одноразового пластика в образовательном процессе.
– Одних политических и экономических мер недостаточно для того, чтобы решить вопросы, связанные с новой парадигмой устойчивого развития. Без изменения модели поведения, невозможно решить проблему загрязнения пластиком, не создавая соответствующую среду. Необходима образовательная поддержка тех, кто стимулирует разработку инициатив как формального, так и неформального образования, – рассуждает директор гимназии № 19 г. Минска, исполнительный директор ассоциации «Образование для устойчивого развития» Анатолий Муравьёв.
«Школа без пластика» – не единственная инициатива, направленная на борьбу с пластиком. Например, в рамках проекта «ReBottlе» планируется перерабатывать пластик в уличную мебель по технологии 3D-печати.
Кто-то выбирает отказ от одноразовой посуды в пользу многоразовой, как это произошло в минской столовой для бездомных и малообеспеченных людей.
Людей, готовых отказываться от одноразового пластика, всё больше и инициативы появляются несмотря на то, что на законодательном уровне нет необходимой структуры. Проблема загрязнения пластиком должна решаться комплексно, поэтому нужно действовать в рамках определённой стратегии и объединить усилия государства, бизнеса и общества.