ОТРАБОТАННЫЕ МАСЛА ОСТАЮТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ? ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ!

В настоящее время Беларусь ежегодно теряет нефтепродуктов на миллионы долларов. Причина – неэффективное использование отработанных машинных масел. Сейчас этот вид отходов не вовлечен в экономику страны, а преимущественно сжигается либо просто выбрасывается, негативно влияя на здоровье людей и загрязняя окружающую среду.
04.01.2016
|
|
Фото: 
http://www.freedigitalphotos.net/

В настоящее время  Беларусь ежегодно теряет нефтепродуктов на миллионы долларов. Причина – неэффективное использование отработанных машинных масел. Сейчас этот вид отходов не вовлечен в экономику страны, а преимущественно сжигается либо просто выбрасывается, негативно влияя на здоровье людей и загрязняя окружающую среду.

Рискуем собственным здоровьем

Отработанные автомобильные и индустриальные масла (далее – отработанные масла) представляют собой серьезную экологическую проблему, решение которой должно являться одной из приоритетных задач государственной природоохранной политики, реализуемой в Республике Беларусь.

Отработанные масла – углеводородосодержащие отходы, образующиеся в результате использования и утраты потребительских свойств различными видами моторных масел (универсальные, карбюраторные, дизельные, для авиационных поршневых двигателей), гидравлическими и трансмиссионными маслами, компрессорными, турбинными, антикоррозийными, электроизоляционными и прочими индустриальными маслами.

Отработанные масла представляют собой серьезную экологическую угрозу для окружающей среды и здоровья людей. В частности, данные отходы являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды – поверхностных и подземных вод, почвенно-растительного покрова, атмосферного воздуха. Научными исследованиями установлено, что 1 литр отработанного моторного масла, вылитого в почву, делает непригодным от 100 до 1000 тонн грунтовых вод. По оценкам экологов, в настоящее время более 40% поверхности воды в мире покрыто пленкой отработанных автомобильных и авиационных масел. Только на выполнение мероприятий по реабилитации объектов окружающей среды, загрязненных отработанными нефтепродуктами, в мире ежегодно тратится более 100 млрд. долларов США.

Наиболее острой проблемой является сжигание отработанных масел, которое наносит прямой ущерб здоровью человека. Клиническими исследованиями доказано, что пары сжигаемых нефтепродуктов воздействуют на сердечно – сосудистую и центральную нервную систему, вызывают острые и хронические отравления, иногда со смертельным исходом. При воздействии продуктов сжигания отработанных масел на организм человека мужчины попадают в группу риска заболеваний раком лёгкого, гортани, губы, а женщины – раком лёгкого, толстой кишки и молочной железы. Наиболее тяжелому воздействию подвержены работники организаций, работающие в закрытых помещениях близи источников сжигания отработанных масел – у них наблюдается наиболее высокий процент интоксикаций, сопровождающихся функциональными нарушениями нервной системы, раздражением слизистых оболочек верхних дыхательных путей, изменениями картины крови (нейтрофильный лейкоцитоз, анемия и др.).

 

При переработке можно получить отдачу свыше 90%

По данным государственной статистики, ежегодно в Республике Беларусь потребляется около 100 тысяч тонн смазочных автомобильных и индустриальных масел. Согласно международному опыту, количество отходов, образующихся в результате использования масел, составляет 80 – 85% от их первоначального объема, т.е. в Республике Беларусь ежегодно образуется около 80 – 85 тысяч тонн отходов отработанных масел.

В странах ЕС объем собираемых и перерабатываемых отходов отработанных масел достигает 70%, в то время как в Беларуси эта цифра пока не составляет и 10% от от расчетного объема образования отходов. Так, в 2013  году предприятиями страны было собрано и направлено на использование всего 8 300 тонн отработанных масел.

Нужно признать, что значительные объемы опасных отходов уходят на теневой рынок нанося ущерб экологии и не принося никакой пользы государству. При этом, ситуация усугубляется тем, что на теневом рынке отработанные масла востребованы как ценное сырье, используемое для получения энергии, особенно в течении отопительного сезона.

При этом необходимо отметить, что отработанные масла являются ценным стратегическим сырьем, так как в процессе их регенерации можно получить восстановленные масла, пригодные для повторного использования, а также ряд других нефтепродутов (мазут, и т.д.) в объеме свыше 90% от переработанных отходов.

В результате, в настоящее время Республика Беларусь ежегодно теряет нефтепродуктов на миллионы долларов, которые могут быть вовлечены в экономику страны, а неконтролируемое сжигание негативно влиет на здоровье людей и загрязнет окружающую среду.

 

Что говорит буква закона об отработанных маслах?

Необходимо отметить, что государством проводится определенная работа в области регулирования вопросов сбора и экологически безопасного использования отработанных масел. В стране создана законодательная база, регулирующая вопросы обращения с отходами, в частности, с отработанными маслами.

Основным законодательным актом в данной сфере является Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами». Данный нормативный правовой акт регулирует отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, а также определяет порядок государственного регулирования и управления в области обращения с отходами, надзора и контроля за обращением с отходами.

Согласно требованиям Закона, отработанные масла рассматриваются в качестве опасных отходов, что предусматривает специальные требования в части их хранения, перевозки и использования.

С 1 августа 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", который является своеобразным итогом более чем десятилетнего формирования в Беларуси законодательства, устанавливающего так называемую расширенную ответственность производителя.

Для реализации Указа № 313 принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313».

Сущность концепции «расширенная ответственность производителя», впервые принятой в Швеции и далее закрепленной в актах Европейского сообщества (ЕС) и других странах мира, заключается в том, что производители товаров (импортеры товаров, если осуществляется их ввоз в страну) обязаны нести ответственность за произведенные товары по окончании их жизненного цикла, то есть за отходы, которыми являются сами товары после их потребления. Виды ответственности производителей товаров различны: физическая - обязаны обеспечить сбор отходов, экономическая - обязаны платить кому-либо за сбор и переработку отходов и др.

Указ № 313 принят для достижения следующих целей:

- сокращение объемов захоронения отходов потребления;

- предотвращение вредного воздействия отходов потребления на окружающую среду;

- повышение уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов.

Согласно требованиям Указа, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров согласно приложению 1 к указу 313, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров.

В Указе 313 предусмотрены две опции: создание субъектами хозяйствования собственной системы сбора отходов потребления и их использования, либо перечисление ими платы за организацию сбора и переработки отходов на счет специальной организации, названной в Указе N 313 "оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами" (в настоящее время – государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов»).

В приложение 1 к Указу 313 включены масла смазочные, что создает дополнительные возможности для осуществления сбора и экологически безопасного использования отработанных масел.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с требованиями Указа N 313 сбору подлежат отходы потребления, то есть отходы, образующиеся у населения. Указ не регулирует вопросы сбора отходов, которые образовались у субъектов хозяйствования, то есть классифицируемых как отходы производства.

С 1 января 2013 года в Беларуси вступили в силу изменения № 2 к техническому кодексу устоявшееся практики 17.11-01-2009 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива» (далее – ТКП), ужесточающие условия использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива. В частности, следующие пункты ТКП изложены в новой редакции:

«4.2 Углеводородсодержащие отходы разрешается использовать в качестве:

топлива из углеводородсодержащих отходов при условиях разработки соответствующих технических нормативных правовых актов (технических условий) на топливо из углеводородсодержащих отходов или из смесей углеводородсодержащих отходов с основным топливом, водой, присадками, и выполнения требований настоящего технического кодекса;

источников получения энергии при условиях разработки соответствующего технологического регламента и выполнения требований настоящего технического кодекса».

«4.4 Технические нормативные правовые акты на топлива из углеводородсодержащих отходов являются объектами государственной экологической экспертизы».

Также из ТКП исключен пункт 4.5, допускавший возможность использования топлива из углеводородсодержащих отходов без наличия технических условий на установках по термической переработке отходов для производства энергии и без производства энергии, обеспечивающих высокотемпературное сжигание.

Таким образом, сжигание отработанных масел допускается исключительно в случаях, предусмотренных законодательством и в строгом соответствии с требованиями ТКП 17.11-01-2009 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива».

 

Что мешает создать систему сбора отработанных масел?

Несмотря на проделанную работу, в Республике Беларусь до настоящего времени не создана комплексная система сбора и экологически безопасного использования отработанных масел. Созданию данной системы, на наш взгляд, препятствуют следующие основные факторы:

1.      Большинство белорусских предприятий, у которых образуются отработанные масла, сжигают их для получения тепловой энергии с нарушением требований действующего законодательства.

Проведенными в странах Европейского Союза клиническими исследованиями доказано, что загрязняющие вещества, образуемые при низкотемпературном (температура пламени не более 450 градусов Цельсия) сжигании отработанных масел оказывают отрицательное воздействие на организм человека. В связи с этим, в ЕС отработанные масла не используются в качестве топлива, так как обеспечить жесткие экологические требования экономически нецелесообразно (необходимо установить высокотемпературный дожиг дымовых газов). Нормы, включающие в себя запрет на низкотемпературное сжигание отработанных масел и их обязательную передачу на регенерацию, давно закреплены в соответствующих законодательных актах Европейского Союза.

Абсолютное большинство покупаемых и реализуемых в Беларуси котлов мощностью до 100 КВт используются для низкотемпературного сжигания различных видов топлива, в том числе с добавлением отработанных масел. Учитывая, что в Беларуси нет обязательной сертификации котлов, работающих на отработанных маслах, по параметрам их экологической безопасности, фактически эксплуатация данного оборудования осуществляется бесконтрольно с нарушением требований технического кодекса устоявшейся практики 17.11-01-2009 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива».

2.      Отсутствует эффективная система учета отработанных масел.

В результате, значительные объемы опасных отходов либо уходят на теневой рынок, либо бездумно выбрасываются, нанося ущерб экологии и не принося никакой пользы государству. При этом, ситуация усугубляется тем, что на теневом рынке отработанные масла востребованы как ценное сырье, используемое для получения энергии, особенно в течении отопительного сезона.

Отсутствие системы контроля за движением отработанных масел в организациях ведет к тому, что в большинстве случаев продажа отходов осуществляется без документов, а объемы образования данных отходов сознательно занижаются или скрываются от официальной статистики.

3. Отсутствует нормативная правовая база, устанавливающая приоритет переработки (регенерации) отработанных масел с использованием наилучших имеющихся технологий в данной сфере перед всеми другими видами его использования.

В результате, в Республике Беларусь фактически не стимулируется процесс создания современных высокотехнологичных и экологически безопасных производств по регенерации отработанных масел, а также передачи организациями образующихся у них объемов отработанных масел для их переработки на данных предприятиях.

 

Предложения экспертов

В целях решения проблемы эффективного сбора и переработки отработанных масел считаю целесообразным реализовать следующие предложения:

1.      Разработать и принять законодательные нормы, устанавливающие приоритет переработки (регенерации) отработанных масел с использованием наилучших имеющихся технологий в данной сфере перед всеми другими видами его использования.

2.      Установить на законодательном уровне требования к работе организаций, осуществляющих деятельность по сбору отработанных масел, в части передачи собираемых ими объемов отработанных масел исключительно предприятиям, осуществляющим переработку отработанных масел.

3.      Разработать и принять законодательные и институциональные механизмы, устанавливающие запрет на сжигание отработанных масел на оборудовании, не соответствующем природоохранным требованиям.

4.      Разработать и ввести в действие систему учета отработанных масел у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для обеспечения экологически безопасного и экономически  рационального использования данного вида отходов.

 

Эксперт проекта ЕС «Наращивание потенциала экологических НГО Республики Беларусь для участия в разработке и реализации политики в области обращения с отходами» Александр Гнедов.        

 

МОО "Экопартнерство" предлагает обсудить сложившуюся ситуацию со сбором отработанных масел в Беларуси. Вы можете написать нам свое мнение здесь.                                                                     

Ознакомиться результатами проведенного опроса можно по ссылке.

Комментировать

Сайт разработан в рамках проекта EC/ПРООН/ГЭФ "Наращивание потенциала экологических НГО Республики Беларусь для участия в разработке и реализации политики в области обращения с отходами". Содержание сайта является предметом ответственности МОО "Экопартнерство" и никоим образом не может рассматриваться как точка зрения Европейского Союза.

Powered by Solution Spark platform