Проблема электронных отходов рассматривалась в Давосе

На Всемирном экономическом форуме в Давосе представили доклад «Новое видение электроники, время для перезагрузки», посвящённый проблеме растущего количества электронных отходов.
29.01.2019
|
Конференция в Давосе

На Всемирном экономическом форуме в Давосе был представлен доклад «Новое видение электроники, время для перезагрузки». Он посвящён проблеме растущего количества электронных отходов. К ним относятся разные выброшенные электронные и электрические устройства: от тостеров и пылесосов до смартфонов и ноутбуков. Доклад подготовлен при поддержке Коалиции по борьбе с электронными отходами, созданной ООН в прошлом году, Всемирного совета предпринимателей по вопросам устойчивого экологического развития (WBCSD) и нескольких других организацией.

По подсчётам авторов доклада, в 2016 году объём электронных отходов во всем мире составил 44,7 млн тонн, что сравнимо с весом 125 тыс. самолётов Boeing 747 или 4,5 тыс. Эйфелевых башен. В 2018 году он достиг уже 48,5 млн тонн. К 2050 году он может вырасти в разы: по худшему из сценариев, прогнозируемых Университетом ООН в Вене, — до 120 млн тонн.

Хотя на электронный мусор приходится всего 2% всех твёрдых отходов в мире, он составляет 70% токсичных отходов.

По мнению авторов доклада, одной из основных проблем является то, каким образом разные страны поступают с электронными отходами. Лишь около 20% таких отходов должным образом перерабатывается. Большая же их часть оказывается на свалках, сжигается или нелегально продаётся и перерабатывается. Даже в ЕС, который является мировым лидером по переработке отходов, лишь 35% всего электронного мусора должным образом перерабатывается.

Отметим, что в ходе переработки электронных товаров, содержащиеся в них токсичные вещества, переходят в новые товары. Это относится даже к полибромированным дифениловым эфирам, запрещённым более чем в 150 странах мира Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях. В результате пропагандируемая многими странами циркулярная экономика, направленная, прежде всего, на переработку отходов и сокращение добычи первичных ресурсов, приводит к появлению на рынках товаров, содержащих уже запрещённые токсичные вещества.

Большой проблемой является нелегальная перевозка электронных отходов из более богатых стран в более бедные — так, только из ЕС ежегодно нелегально вывозят 1,3 млн тонн электронного мусора. Из США, Канады, Западной Европы, Австралии, Южной Кореи и Японии электронный мусор вывозится в Китай, Индию, Восточную Европу, некоторые страны Латинской Америки и Африки.

В развивающихся странах переработкой электронных отходов занимаются в основном на кустарном уровне, то есть, проще говоря, сжигают ненужный пластик открытым способом, пытаясь заполучить редкие и драгоценные металлы, включая золото. Подобная переработка приводит к загрязнению воды, воздуха и почвы, а также наносит вред здоровью людей. Учитывая, что кустарной переработкой отходов занимаются в основном малоимущие слои населения и даже дети, эта проблема становится крайне серьёзной, однако, по-видимому, развитые страны этим менее всего обеспокоены.

Одна из причин, по которой Канада не ратифицирует Запретительную поправку к Базельской конвенции — дать возможность развивающимся странам зарабатывать на кустарной переработке электронных отходов. Напомним, что данная поправка направлена на полный запрет экспорта опасных отходов из развитых стран в развивающиеся. К таким отходам относятся и электронные отходы. Для вступления в силу Запретительной поправки не хватает всего двух стран, которые решили бы ратифицировать данный документ.

Источники: "Эко-Согласие"  (Международная сеть по ликвидации стойких органических загрязнителей, Газета "Комерсант" и solidwaste.ru)

Фото: pexels.com

Сайт разработан в рамках проекта EC/ПРООН/ГЭФ "Наращивание потенциала экологических НГО Республики Беларусь для участия в разработке и реализации политики в области обращения с отходами". Содержание сайта является предметом ответственности МОО "Экопартнерство" и никоим образом не может рассматриваться как точка зрения Европейского Союза.

Powered by Solution Spark platform