Законодательное регулирование на уровне ЕС
Регулирование сферы обращения с отходами в странах Европейского Союза (ЕС) осуществляется рамочным законодательством ЕС об отходах, законодательством ЕС об операциях по обращению с отходами и по отдельным видам отходов.
Рамочное законодательство ЕС об отходах устанавливает общие требования по обращению с отходами и основные определения в данной области. Рамочное законодательство включает следующие законодательные акты.
Читать законодательные документы ЕС
Директива 2008/98/ЕС от 19.11.2008 «Об отходах и замене некоторых Директив» (далее – Директива), которая устанавливает основополагающие принципы и требования в области управления отходами.
Основная цель Директивы – определение мер по защите окружающей среды и охране здоровья населения, направленных на предотвращение или сокращение негативного влияния в результате образования отходов и обращения с ними, а также и на снижения общего воздействия от использования ресурсов и улучшение эффективности их использования.
Для принятия указанных мер Директивой (Статья 4) определены приоритетные направления, которые можно продемонстрировать в виде пирамиды «Иерархия управления отходами» (рис. 1)
Согласно Директиве, государства-участники обязаны соблюдать иерархию в соответствии с целесообразными правилами и методами управления отходами. При этом в контексте данных правил, иерархия представляет собой адаптируемый и гибкий подход, который способствует принятию решений по управлению отходами, приспособленных к местным социальным, экономическим и техническим потенциалам, и обеспечивает наращивание данных потенциалов в соответствии с планируемыми и выполняемыми мероприятиями по управлению отходами.
При этом определяются понятия приоритетов. Смотрите ссылку.
Как видно из иерархии, использование отходов для производства изделий, материалов или веществ имеет больший приоритет перед использованием отходов для производства энергии или топлива.
В части регулирования сбора и вывоза отходов Директива установила (Статья 15), что страны-члены Европейского Союза должны принимать необходимые меры для того, чтобы любому производителю или собственнику отходов:
- оказывались частные или общественные услуги по рекуперации или удалению отходов; или
- была предоставлена возможность самостоятельно осуществлять рекуперацию или удаление отходов в соответствии с требованиями Директивы.
При этом под рекуперацией подразумевается любая операция, основным результатом которой является то, что отходы могут использоваться для полезной цели, заменив другие материалы, которые в противном случае были бы использованы для выполнения определенной функции, или отходы готовятся для выполнения этой функции на заводе или в экономике в целом.
В соответствии с законодательством ЕС, сбором, транспортировкой и переработкой отходов имеют право заниматься государственные муниципальные и частные компании и организации, а также компании и организации смешанной формы собственности, имеющие необходимые разрешения. Независимо от вида компании, осуществляющей сбор, транспортировку и переработку, практически все схемы обращения с отходами в странах ЕС предполагают первичную сортировку отходов непосредственно в местах их образования (в домашних хозяйствах, на производстве, в офисных помещениях и т.д.).
В соответствии со Статьей 11 Директивы:
- было необходимо к 2015 году внедрить раздельный сбор как минимум в отношении бумаги, пластмассы, стекла и металла.
- к 2020 году подготовка к повторному использованию и переработка (использование) отходов, таких как, по меньшей мере бумага, металл, пластик и стекло от домашних хозяйств и, возможно, из других источников, поскольку эти потоки отходов похожи на отходы домохозяйств, должен быть увеличен как минимум до 50% по весу;
- к 2020 году подготовка к повторному использованию, переработка (использование) и другая рекуперация материалов неопасных отходов строительства и сноса, за исключением материалов естественного происхождения категории 17 05 04 из списка отходов, должна быть увеличена до минимума 70% по весу.
На уровне государств ЕС должны приниматься меры для поощрения раздельного сбора органических отходов и направления их на использование для производства компоста и биоразложения (Статья 22), должен быть обеспечен раздельный сбор отходов масел и их переработка (использование) или обезвреживание (Статья 21).
Директива устанавливает систему классификации отходов на опасные и неопасные. Опасные отходы должны собираться отдельно, Статья 18 устанавливает запрет на смешивание опасных отходов с другими видами отходов, за исключением случаев их экологически безопасного использования или удаления. Производство, сбор и транспортировка опасных отходов, а также их хранение и обработка, должны осуществляется в условна быть обеспечена прослеживаемость от производства до конечного пункта назначения (Статья 17).
Правила перевозки отходов (Regulation ЕС №1013/2016, 14.06.2006). Правила устанавливают условия, при которых возможно осуществление перевозки отходов между странами.
Решение 2000/532/ЕС от 3.05.2000 об утверждении списка отходов, с изменениями согласно Решению 12014/955/EU от 18.12.14 и Правила №1357/2014 от 18.12.2014.
Законодательство ЕС об операциях по обращению с отходами
Данное законодательство регулирует вопросы захоронения и сжигания отходов, вопросы портовых приемных сооружений для судовых отходов и остатков груза.
Требования к захоронению отходов изложены в Директиве ЕС 1999/31/ЕС от 26.04.1999 (с изменениями и дополнениями) смотреть здесь.
Требования к сжиганию отходов и контролю за выбросами и остатками установлены в Директиве №2000/76/ЕС от 4.12.2000 по сжиганию отходов.
Законодательство ЕС по отдельным видам отходов включает директивы и подзаконные акты по следующим видам отходов – автомобили с истекшим сроком эксплуатации, полихлорированные бифенилы и терфинилы, отходы производства титана диоксида, батарейки и аккумуляторы, отходы упаковки, использование ила очистных сооружений в сельском хозяйстве.