Станции перегрузки (СП) оправданы, если стоимость транспортировки отходов непосредственно от места производства к месту захоронения выше, чем стоимость транспортировки отходов от источника к месту, где отходы попадают в более крупные контейнеры и затем транспортируются на полигон. Экономическая целесообразность станций перегрузки зависит от нескольких факторов: расстояния; количество отходов; качество дорожного покрытия и топография; низкая плотность населения обслуживаемых регионов; и технология перегрузки.
Виды станций перегрузки
С точки зрения применяемой технологии перегрузки, станции перегрузки делятся на два типа:
- Станция перегрузки с уплотнением
- Станция перегрузки без уплотнения
Станции перегрузки без уплотнения используются при небольших расстояниях. В таких случаях более значительные капитальные затраты на станции перегрузки с уплотнением не являются оправданными. При больших расстояниях эксплуатационные затраты на СП без уплотнения становятся выше затрат на СП с уплотнением. Выбор СП, фактически, является компромиссом капитальных и эксплуатационных затрат.
Станция перегрузки с уплотнением
Назначением станций перегрузки с уплотнением является увеличение плотности отходов и, следовательно, количества отходов, транспортируемых за один рейс. Как показано на рисунке ниже, такие станции перегрузки оснащены рампой с пунктом разгрузки, приемочным бункером (около 45 м3), уплотняющим устройством, большими передвижными контейнерами (от 27 м3 до 32 м3), рельсовой системой для перемещения контейнеров и транспортными средствами для перевозки на дальние расстояния.
Оборудование таких станций перегрузки ориентировано на минимизацию времени разгрузки мусоровозов и уплотнения отходов. Рельсовая система для перемещения контейнеров также устанавливается с целью сокращения времени на выполнение операций. Пока на автомобиль, предназначенный для транспортировки на дальние расстояния, загружается полный контейнер, в другой контейнер могу загружаться новые отходы.
Стационарное уплотняющее устройство может быть заменено большими передвижными контейнерами с самоуплотнением объемом около 25 м3, емкостью около 15 тонн.
Станция перегрузки без уплотнения
В большинстве случаев на таких станциях перегрузки используются открытые контейнеры, как показано на левом рисунке ниже, и отходы выгружаются непосредственно с мусоровоза. Вместо контейнеров, отходы могут выгружаться в прицепы. Фактически, транспортные средства могут везти два, и даже три прицепа, в зависимости от топографии и правил ограничения массы перевозимых грузов в соответствующих странах.
В зависимости от степени уплотнения поступающих отходов, контейнер объемом 40 м3 может перевозить от 4 до 12 тонн.
Встречаются станции перегрузки данного вида даже без рампы разгрузки, что может значительно сократить занимаемую ими площадь. В настоящее время они эксплуатируются с электрической лебедкой и подъемной рамой с электрическим приводом, как показано на правом рисунке ниже.
В данном анализе использовались СП со стационарным уплотняющим прессом. Данное допущение основывается на следующих причинах: большое количество отходов, производимых в различных районах, и значительные расстояния между районными центрами, производящими меньшее количество твердых бытовых отходов, и будущими субрегиональными полигонами.